Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.04.24

Время: 22:48

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Педагогическая психология Педагогическая психология. Мотивы деятельности учения. Их виды.

Педагогическая психология. Мотивы деятельности учения. Их виды.

За любой целью поведения стоит мотив. Но если цель всегда осознается человеком, то мотив не всегда. Например: ученик уверяет, что ходит в школу ради получения знаний, чтобы потом быть полезным человеком. Но в классе перестали ставить оценки, и ученик просит перевести его в другую "настоящую" школу.

Эта школа не удовлетворяет его истинных потребностей. Здесь и появляется смыслообразующая функция мотивов. Обычно деятельность человека полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами. В силу этого одни мотивы являются смыслообразующими, а другие выполняют роль мотивов-стимулов. Так, получение знаний может быть ведущим мотивом ученика, который придает личностный смысл всей его учебной деятельности. Получение же статуса отличника - это дополнительный стимул. Если ученик удовлетворен уровнем обучения, то он не оставит эту школу ни в случае отмены оценок, ни в случае повышения требований к нему и потери позиции отличника. Одни мотивы не только побуждают деятельность учения, но и придают ей личностный смысл; другие, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Эффективность учебного процесса зависит от того, какие мотивы учащегося являются смыслообразующими. Лучше, если это познавательный мотив.

Мотивы деятельности: внешние, внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. Например: ученик хочет поступить в психологический вуз. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В данном случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. Цель учебной деятельности - получение знаний. Учение может иметь различный психологический смысл для ученика:

  1. отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учащегося, т.е. в качестве "двигателя" его учебной деятельности
  2. служит средством достижения других целей.

В этом случае, мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является другая цель. Внешне деятельность всех учеников похожа, но внутренне она разная - это определяется мотивами деятельности. Учебно-познавательная мотивация должна быть подчинена социальной. Ученик должен стремиться к познанию, чтобы быть полезным обществу. Формирование лишь познавательной мотивационной направленности личности может привести к снобизму. Человек будет думать об удовлетворении своих потребностей в знании, не думая об обязанностях перед обществом. Один из путей - познавательная мотивация.

По содержанию мотивы учения младших школьников можно подразделить на:

  1. учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом учения
  2. широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника (чувство долга, самосовершенствование...)