Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 21:51

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Педагогическая психология Педагогическая психология. Этапы процесса усвоения. Характеристика первого этапа.

Педагогическая психология. Этапы процесса усвоения. Характеристика первого этапа.

Усвоение намеченной деятельности и входящих в нее знаний может быть успешным, когда ученик последовательно пройдет все необходимые этапы процесса усвоения.

Процесс усвоения новых видов познавательно деятельности и входящих в нее новых знаний, включает пять основных этапов. Прежде чем организовать деятельность учащихся на каждом этапе, учитель должен позаботиться о мотивах, обеспечивающих принятие учеником планируемых знаний и умений. Каждый учитель знает, что если ученик не хочет учиться, то его научить нельзя. Значит, у каждого ученика должен быть мотив, побуждающий его принять намеченные действия и знания.

  1. Мотивационный этап. Мотивационный этап необходим только в тех случаях, когда учащиеся не имеют готовой мотивации для усвоения намеченного материала. Один из путей создания познавательной мотивации - введение проблемных ситуаций. Введение проблемы в обучающую программу не гарантирует ее принятия учащимися: будучи объективно проблемой, для ученика она таковой может и не стать. Но как показывает опыт, обучение любой новой деятельности целесообразно начинать с постановки проблемы, требующей данной деятельности; в значительном числе случаев проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к попыткам это сделать. Конечно, и в этом случае мотив может не быть внутренним; ученик может стараться найти решение на основе так называемой соревновательной мотивации (проверка знаний, состязания с другими учениками в находчивости). Как правило, учащиеся самостоятельно не находят необходимую деятельность, но по тем или иным причинам проявляют заинтересованность в ее нахождении. Этого достаточно для прохождения ими следующих этапов усвоения. Но нужно помнить, что познавательная мотивация - это эффективный путь побудить человека к учению, особенно если эта мотивация правильно соотнесена с социальной мотивацией. Независимо от того, сумел или не сумел учащийся найти решение предложенной ему проблемы, он должен осознать деятельность, составляющую ее решение.
  2. Этап составления схемы ориентировочной основы действий (ООД).
  3. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися.
  4. Этап внешнеречевых действий.
  5. Этап умственных действий.