Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.04.24

Время: 14:11

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Философия Неокантианцы о познании.

Неокантианцы о познании.

Неокантианцы о познании.

Неоканстианство – идеалистическое направление, возникшее во второй половине 19 в. в Германии под лозунгом "Назад к Канту!". Использование в новом стиле кантовской философии. Школа из двух направлений (Марбург и Баден). Два кружка: Герма Коген (1842-1918) – немецкий философ, основатель Марбургской школы и Эрнст Кассирер (1874-1945) – философ-идеалист, один из главных представителей школы. Баденская школа: Генрих Риккерт (1863-1936) – немецкий философ-идеалист, возглавлял школу вместе с Вильгельмом Виндельбандом (1848-1915) – немецкий философ-идеалист, основатель школы.

Наше познание создает этот мир. "Вещь в себе" по Канту означает сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: Бог, свобода воли и т.д. Одна из школ отвергает это понятие, другая оставляет. Они находят некоторое противоречие в этом понятии. Не может быть чего-то вне сознания. Говорить только об очевидном, а не о предполагаемом. Это понятие бессмысленное.

Марбургская школа. Э.Кассирер более плодотворен. Они поддерживают, что действительность создается нашим умом. Деятельность раскладывается на 3 направления: 1. Познавательно-теоретическая (система знаний), 2. Теоретически-нравственная (проявление воли, моральности или аморальности), 3. Художественно-эстетическое восприятие. Какие основания лежат в этих сферах? Процесс познания – взаимодействие между человеком и объектом. Это обыденное мышление. Любой объект является чем-то, только в конце познания. Перед этим было что-то пространственно-временное. В начале есть только сознание, а уже потом в процессе мышления выдается результат. Этот мир представляет некую систему. Наш чувственный мир хаотичен. Мироздание основано на логике. Никакой "вещи в себе" в этом мире нет. Нет никакого чувственного познания, есть работа логики.

Г.Коген. В процессе познания в начале мышления ничего не дается. Все знание – порождение мышления. Есть лишь идеи нашего ума – это абстрактные идеи. Нужно выяснить, как эти понятия образуются? Самая идеальная форма понятия – это математика. Наука – бесконечное анализирование человеческой логики. Познание – это конструирование. Истинное знание, если действует правильная логика (внутренняя логическая согласованность).

Баденская школа. Большого расхождения нет. Процесс познания – логический процеес. Г.Риккерд. Что же такое «Я»? Это логическая структура, которая проявляется в каждом индивидуальном сознании. Отражение – есть знание. Если бы наше сознание было бы зеркалом, то познание было бы невозможно. Познание – это конструирование. Научный мир - упрощенная действительность. Логика делает некую схему мира и человек живет в этой упорядоченности (4 измерения). Любой порядок всегда упрощен. Ощущения и восприятия хаотичны. Логика вносит порядок. Сознание – рационализация мира. Понятия могут образовываться в уме разными путями. Разнородная непрерывная действительность. Нет ничего в этой массе похожего; одно отделить от другого – умственная деятельность.