Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 29.03.24

Время: 10:27

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Психодиагностика Анализ профессионально-этических проблем психодиагностики.

Анализ профессионально-этических проблем психодиагностики.

Этические проблемы, относящиеся к личности и профессиональным качествам индивидов, связанных с диагностическими методиками.

  1. Требование, чтобы диагностические методики применялись только достаточно квалифицированными людьми, является первым шагом по защите каждого индивида и общества в целом от неправильного их использования. Уровень квалификации диагноста определяется в первую очередь его знаниями в области психодиагностики, а также сформированными умениями использовать их на практике. Приходи выбирает методики, которые подходят для той практической цели , ради которой проводится диагностирование, а также для диагностируемого человека. Он может оценить технические параметры методики, такие как валидность, надежность, нормы. Вместе с тем ди­агност учитывает индивидуальные особенности испытуемого , пони­мая, что каким бы высоким психометрическим качеством ни отличалась методика, она может быть непригодна для конкретного человека. Наряду с возрастом, полом, принадлежностью к определенной соци­альной и культурной группе, диагност должен принимать во внима­ние интеллектуальные и личностные качества испытуемого, его мо­тивацию, отношение к диагностированию, психическое и физическое состояние.
  2. Уровень необходимой квалификации диагноста оценивается не по наличию у него диплома психолога и практики диагностической деятельности, а в соотношении с той об­ластью работы и характером методик, которыми он овладел . Так, на­пример, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и личностных проектив­ных методик требуется более длительный период обучения и более глубокие знания психологии, чем для тестирования учебной успеш­ности.
  3. Создание, распространение и использование диагностических методик. Главное здесь — требование, касающееся ограничения распространения диагностических методик. Оно означает, что право их приобретения предоставляется только ли­цам, имеющим необходимую квалификацию. Минимальной подготов­ки требуют тесты достижений; более сложными считаются групповые тесты интеллекта и некоторые опросники. Самого высокого уровня подготовки требуют индивидуальные тесты интеллекта и проектив­ные личностные методики.

С чем связан запрет на свободное распространение диагностических методик? Во-первых, неразглашение ди­агностических методик; во-вторых, предупреждение их неправиль­ного использования.

Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов, подвергаемых диагностированию

Обеспечение тайны личности

Право на тайну существенно для обеспечения достоинства индивида и свободы его самоопределения.

Чаще всего, обсуж­дая эту проблему, имеют в виду личностные методики, позволяющие вскрыть эмоциональные и мотивационные особенности, установки и черты характера индивида таким образом, что он не осознает этого. Однако любая методика таит в себе опасность посягательства на тай­ну, так как и тесты интеллекта, и тесты специальных способностей, и даже тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в навы­ках и умениях, такие проблемы в знаниях, о которых индивид мог и не знать или предпочитал скрывать от окружающих. Совершенно очевидно, что если это произойдет, то индивиду будет нанесен психоло­гический вред, который проявится в разных формах — в снижении самооценки, в повышении тревожности вплоть до возникновения де­прессивного состояния, во фрустрации и др.

Как же предлагается решать проблему обеспечения тайны лич­ности?

Правило релевантности означает, что информация, которую индивид раскрывает о себе в ходе диагностирования, должна быть адекватна (должна соответствовать) его цели. Для выполнения этого правила диагност в первую очередь должен выбрать валидную мето­дику, то есть измеряющую именно то, что нужно для достижения по­ставленной цели.

Получении информированного согласия испытуемого на участие в диагностическом обследовании. Это прави­ло означает, что личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем, а психолог должен обеспечить ясное понимание ис­пытуемыми целей диагностики и способов применения диагностиче­ских результатов.

Конфиденциальность

Основной вопрос, относящийся к ней, ставится так: "Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?" Ответ на него в конкретных ситуациях связан с решением опреде­ленного противоречия:

  1. с одной стороны, существует необходимость неразглашения со­держания методики и опасность неверного понимания ее оценок;
  2. с другой стороны — объективная необходимость для разных лиц знать диагностические результаты.

Обсуждая проблему конфиденциальности, психологи признают без­условное право индивида иметь доступ к результатам своего обследова­ния. При этом подчеркивается, что индивид должен иметь возмож­ность комментировать содержание своих ответов на задания методики, а также в случае необходимости разъяснять результаты или даже ис­правлять диагностическую информацию. Для этого диагностические результаты должны быть представлены испытуемому в форме, удобной для понимания, и без использования специальной терминологии.

В отношении диагностирования несовершеннолетних рассматрива­ется вопрос о том, имеют ли родители право на получение диагности­ческих результатов своего ребенка. Ответ на него неоднозначен, так как многие признают право не сообщать родителям диагностических данных ребенка, если он достиг восемнадцатилетнего возраста, пере­стал посещать среднюю школу или женился. Однако правового регу­лирования этих рекомендаций нет.

При обсуждении проблемы конфиденциальности главным считает­ся вопрос о доступности диагностической информации третьему лицу, а не диагностируемому индивиду, его родителям и психологу. Основ­ной принцип, которого следует придерживаться при решении этого вопроса, состоит в том, что эта информация не должна передаваться без ведома и согласия испытуемого.

Если диагностика проводится в целях экспертизы в каком-либо уч­реждении (школе, суде, при оформлении на работу и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использо­вания диагностических результатов, а также о том, кому они будут доступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на передачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится.

Сообщение результатов обследования

Психологи придают большое значение то­му, как передавать результаты диагности­рования самому индивиду и третьим ли­цам, заинтересованным в них.

  1. диагностическая информация должна сообщаться в форме содер­жательной и пригодной для использования;
  2. ее нужно сопровождать объяснениями, даваемыми психологами-профессионалами.

Когда родителям сообщают диагностические данные их детей, полученные в школе, рекомендуется устроить общее собрание, на кото­ром психолог объясняется цель и характер методик, характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, способы их использования. После этого родителям должны быть пе­реданы письменные сведения об их детях. Можно дать пояснения на конкретном примере для того родителя, который пожелает это сделать. Может быть использована и устная форма сообщения результатов, но только в процессе индивидуальной консультации.

Независимо от того, в каком виде сообщаются диагностические дан­ные, необходимое условие заключается в том, чтобы представить их в описательной форме, а не только в форме числовых данных.

Такие же правила и предосторожности следует соблюдать и при со­общении результатов учителям и другим заинтересованным лицам. Сообщения об уровнях выполнения и качественные описания пред­почтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты передаются психологу-профессионалу. Пе­редаваемые диагностические результаты рекомендуется сопровож­дать разумными пояснениями, касающимися измеренных психологи­ческих характеристик. Желательно прини­мать во внимание индивидуальные особенности того человека, ко­торому передается информация, такие, как уровень образования, зна­ния психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие.

Еще одна важная проблема касается сообщения диагностических результатов самому индивиду, будь то ребенок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые общие меры предосторожности против неправильной интерпре­тации, о которых говорилось выше. Однако здесь особенно важна индивидуальная эмоциональная реакция на информацию. Поэтому следу­ет не только предоставить ее правильную интерпретацию, но и создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каж­дого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией.