Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.04.24

Время: 10:31

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Психодиагностика Анализ различных подходов в системе классификации методов психодиагностики.

Анализ различных подходов в системе классификации методов психодиагностики.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснован­ных классификаций психодиагностических методик.

  1. Диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ (многие тесты интеллекта, тесты специ­альных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена), либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует (методики состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла).
  2. Вербальные и невербальные психо­диагностические методики. Первые так или иначе опосредованы речевой активностью об­следуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к па­мяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение зада­ния опирается на невербальные способности - перцептивные, мо­торные.
  3. Третье основание, используемое для классификации психодиаг­ностических методик - это характеристика того основного методи­ческого принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:
    • объективные тесты (методики, в которых возможен пра­вильный ответ, т. е. правильное выполнение задания);
    • стан­дартизованные самоотчеты (использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти), которые в свою очередь включают:
      • те­сты-опросники (набор пунктов: вопросов, утвер­ждений, относительно которых испытуемый выносит суждения);
      • открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ (не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям);
      • шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классифика­ции (предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования – это  субъективная классификация, предполагающая выявление субъек­тивного структурирования объектов на уровне шкалы наименований);
      • индивидуально ориентированные техники типа ролевых ре­пертуарных решеток (могут по форме совпадать со шкальны­ми, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их ос­новное отличие от тестов-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются из­вне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конк­ретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью со­стоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять при­менение современного статистического аппарата и делают надежны­ми диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта);
    • проективные техники (основаны на том, что недостаточно струк­турированный материал, выступающий в качестве «стимула», при со­ответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или -иные характеристики субъекта);
    • диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры) (психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, ре­левантных диагностической задаче).

Типы диагностических методик

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

  1. формализованные методики;
  2. методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся:

  • тесты;
  • опросники;
  • методики проективной техники;
  • психофизиологические методики. Для них характерны:
    • определенная регламентация;
    • объективизация процедуры обследования или испытания (точ­ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ­явления стимульного материала, невмешательство исследовате­ля в деятельность испытуемого и др.);
    • стандартизация (т. е. установление единообразия проведения об­работки и представления результатов диагностических экспери­ментов);
    • надежность;
    • валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести:

  • наблюдение;
  • беседу;
  • анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен­но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло­хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме­сяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических на­блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.