Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 29.03.24

Время: 04:15

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Психодиагностика Критический анализ объективных и проективных методов психодиагностики

Критический анализ объективных и проективных методов психодиагностики

Проективные методики - это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые "проецируются" на ответы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методик:

  1. методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
  2. методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
  3. методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
  4. методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
  5. методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
  6. методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Трудности применения проективных методик.

Проективные методики очень интересны и привлекательны, но внешняя простота обманчива.

1. Использовать проективные методы можно, если созданы доверительные отношения, налажен контакт, что требует особого умения и личностных качеств.

2. Проективные методики обладают повышенным риском появления 2-х типов ошибок:

  1. ошибки психодиагноста - часто проявляются во вторичной проекции.
    • Первичная проекция - проекция личности испытуемого на результаты своей деятельности.
    • Вторичная проекция - в процессе анализа психолог может проецировать личные проблемы на результаты испытуемого. Психолог проецирует на материал свои особенности. Проявляется либо в повышенной чувствительности к некоторым особенностям испытуемого, либо в избирательности (апперцептивная слепота). Семейные психологи свои собственные семейные проблемы проецируют на испытуемых. Их можно избежать путем повышения квалификации психодиагноста.
  2. инструментальные ошибки - связаны с самой методикой. Инструментальные ошибки возникают из-за того, что нельзя прогнозировать восприятие испытуемого в отношении проективной методики. Психодиагност дает методику, а испытуемый выполняет ее формальным образом, не проецируя свою личность. Дети стараются дать типовой социально-одобряемый ответ. Нужно учитывать возраст испытуемых. Методика "Дом-дерево-человек" для дошкольников и детей младшего школьного возраста (проекция их личности).

Нужно использовать не одну, а несколько диагностирующих методик - для снижения риска ошибок.

Снижение риска ошибок:

  • использование стандартизированных вариантов методик, надежные интерпретации.
  • не следует делать выводы по отдельным показателям проективных методик, их надо объединить в синдромы, только комплекс показателей дает надежную информацию.

Тесты стоят намного выше всех остальных методик (и по методическому уровню и по возможностям).

Опасности тестов:

  1. влияние мотивации испытуемого. Настрой и заинтересованность необходимы.
  2. результаты зависят от психического состояния в момент тестирования (нужно оценивать и психическое и физическое состояние испытуемого).

Для повышения достоверности любой методики, нужно использовать результаты в комплексе с дополнительной информацией об испытуемом.

Критика тестов объясняется и социальными и психологическими причинами.

Но плохи не методики, а использование методик без знания психодиагностики.

Для непрофессионалов: нет тонкостей интерпретации, незнание всех возможностей методик.

"Диагностомания" - поспешный переход от показателя к поспешным выводам, как можно быстрее поставить диагноз. Причина - компенсация собственного непрофессионализма.

Масса профессиональных терминов и постановок диагнозов - признаки диагностомании.