Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 18.09.18

Время: 16:22

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Психодиагностика Критический анализ использования психологических тестов в образовании.

Критический анализ использования психологических тестов в образовании.

Достаточно обширное приложение психологические тесты находят в системе образования, где на основании их результатов ставится психологический диагноз.

Распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения; выявление малоспособных, с одной стороны, и одаренных — с другой; выявление психологических причин школьной неуспеваемости — вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании. В школьной практике тесты могут использоваться также с целью профессиональных консультаций и для отбора в определенные профессионально-технические училища, колледжи.

 

Задачи, возникающие в школе у психолога:

I. Задача - определение психологической готовности ребенка к школе (используются и когнитивные и личностные психодиагностические методики), или определение "школьной зрелости" (это характеристика детей, поступающих в школу). Насколько развитие психики соответствует школьным требованиям, насколько ребенок готов к школе? Если ребенок не готов, то возникает школьная дезадаптация.

Нужно выявлять тех, кто по психологическим параметрам не готов к школьным требованиям.

По критериям психологической готовности проводится отбор в элитные школы. Программы обучения более сложные.

В обычных школах - несколько причин:

  • принимают в школу с весны, чтобы вовремя выявить неготовых детей, есть время позаниматься и подготовить детей к сентябрю. С помощью специальных развивающих игр уровень психологической готовности поднимается до нужного.
  • информация о неготовом к школе ребенку сообщается родителям. Сами родители занимаются с детьми, также можно воспользоваться помощью психологов, учителей. Важно заранее предупредить родителей.
  • информация сообщается будущему учителю, который будет использовать определенный подход к неготовым ученикам и будет в состоянии им помочь.

Для диагностики психической готовности разработано много программ и методик.

Они должны выявить необходимое и достаточное в психическом развитии, чтобы ребенок включился в учебную деятельность. Хороши компактные, кратковременные программы, которые диагносцируют все основное.

Выделяются 4 основные сферы:

  1. мотивационно-потребностная сфера (есть ли учебная мотивация?).
  2. интеллектуальная сфера
    • уровень развития наглядно-образного мышления должен быть достаточно  высоким
    • также оценивается вербально-логическое мышление, которое находится  в зачаточном состоянии.
  3. речевая сфера. Оценивается сформированность речи
  4. оценивается сфера произвольности, волевая сфера. Насколько ребенок в состоянии подчиняться командам взрослого и собственным командам.
  5. уровень развития тонких мышц руки, тонкая моторика.

II. С помощью диагностики когнитивной сферы выясняются следующие задачи:

  • контроль за успешностью интеллектуального развития детей. Один раз в год проводится диагностика интеллектуальной сферы в школе.
  • выяснение причин школьной неуспеваемости
  • выявление детей, нуждающихся в коррекции умственного развития
  • отбор в спецклассы и спецшколы
  • для оценки эффективности учебных программ и методов обучения
  • оценка интеллектуального развития школьников, обучающихся по новым программам.
  • эффективность работы разных учителей
  • оценка эффективности работы разных школ (оценивается интеллектуальное развитие учеников)

III. Задачи, которые решаются методами личностной диагностики:

  1. проблемы трудных детей (мешают учителям, другим ученикам)
  2. личные проблемы самих школьников, старшеклассников (школьные страхи, повышенная тревожность)
  3. для оценки эффективности личностного развития школьника

IV. Профориентационная диагностика

V. Задачи, связанные с диагностикой межличностных отношений (социально-психологическая диагностика):

  • психологический климат в педагогическом коллективе
  • учителей и учеников
  • учителя и родители
  • внутриученический коллектив