Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.02.17

Время: 03:01

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Нейропсихология детского возраста Нейропсихологическая диагностика.

Нейропсихологическая диагностика.

Цель: постановка нейропсихологического диагноза, который включает сидромный анализ нарушений психической деятельности и топический (топика - какая зона мозга повреждена) диагноз.

  • Мозг ребенка развивающийся. Речь идет не о повреждении, не о нарушении какого-либо фактора, а об недостаточности, незрелости, запаздывающем развити какого-либо отдела мозга. (Не поломка, а незрелость или недостаточность развития). Это касается всех, кроме подкорковых или стволовых структур.
  • Нейропсихологическая диагностика должна включать исследование зоны ближнего развития.
  • Точная топическая диагностика фактически невозможна. Многое в диагностике зависит от умения найти контакт с ребенком (особенно сложно с аутистами). Специфических методов диагностики детей не существует. Сейчас пользуются взрослыми, адаптированными методиками. Все должно быть на уровне возрастных особенностей.

Процедурные требования. Диагностика ребенка проводится не более 45 мин. Ребенка 10-12 лет можно диагностировать чуть дольше - один час. Необходимо правильно распределять время чередования двигательных проб с пробами, связанными с заучиванием. Кабинет должен иметь мало отвлекающих факторов. Родители должны замотивировать ребенка на исследование. Инструкция должна даваться на понятном ребенку языке. В протоколе нужно зафиксировать все пробы, поведение ребенка во время обсдеования, дословная фиксация слов при рассказе. Кроме этого для диагностики дополнительно рассматриваниются рисунки ребенка, тетради и т.д.

Оценка полученных результатов.

В настоящее время принято давать качественную и количественную оценку.

Качественная - нужно провести анализ ошибок, какие функции нарушены, какие сохранны. Какой фактор лежит в основе нарушений. Анализируем механизмы недостаточности (синдромный анализ).

Количественная - чаще нужна для дипломов и д.р. В реальной работе практически не нужна.

Источники:

  • Лурия. Раздел номер три.
  • Цветкова Л.С. "Методика нейропсихологической диагностики детей"
  • Хомская "Альбом" (для взрослых)
  • Семенович "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте"