Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 24.02.17

Время: 22:31

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Нейропсихология детского возраста Гетерохрония развития мозговых систем.

Гетерохрония развития мозговых систем.

Гетерохрония - это разновременность созревания мозговых систем. Сначала созревают те, которые необходимы для жизнедеятельности, дальше - для усвоения операций.

Основная линия развития мозговых систем - снизу вверх (стволовые ниже корковых).

Локализация высших психических функций (ВПФ) по Лурия:

Первый блок мозга.

Энергетический или блок регуляции тонуса и бодрствования. Анатомические структуры первого блока мозга:

  • ствол мозга - ретикулярная формация ствола
  • лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус)
  • диэнцефальные ядра (подкорковые ядра). Стволовые и подкорковые структуры.
  • кора - медиабазальная кора лобных и височных отделов ( в середине между полушариями, базальная база, посередине внизу).

Функции первого блока мозга:

  1. основная функция - активация больших полушарий - поддержание определенного уровня бодрствования. Активация временная - смена периодов сна и бодрствования, кратковременная активация - для поддержания внимания.
  2. модально неспецифическая память - эпизодическая, личностная, память на события.
  3. обеспечение базальных эмоций - страх, удовольствие. Отрицательных центров больше, чем положительных.
  4. функция поддержания жизни в организме - витальная функция. Нейрогуморальная регуляция, эндокринная система - на уровне гипофиза, гипоталамуса; регуляция в деятельности внутренних органов (сердечно-сосудистные сокращения), регуляция таких функций как дыхание, терморегуляция, иммунитет и прочее...
  5. регулятор (инстинктивных) генетически-закрепленных форм поведения. Например, поведение в ситуации стресса, аффекта, половое поведение, регулятор систем зависимости.
  6. регуляция мышечного тонуса (для двигательной активности).

Ребенок рождается на 75% готовности. Для запуска необходимо прохождение рдовых путей. А к моменту хождения все анатомически и функционально зрело (кора и подкорка). В поведении инстинктивные формы поведения : "Я хочу". Этот блок ведущий до трех лет. Может подавить работу других зон мозга. У взрослых в тяжелых стрессовых ситуаиях включается кора иподкорка. Также это может произойти в ситуации болезни.

Второй блок мозга.

Блок приема, переработки и естественно хранения экстероцептивной информации - извне от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов - изнутри.

Повреждение органов - работа 2 блока мозга. Проприоцепторы - отвечают за положение частей тела, о состоянии мышц.

Анатомически во 2 блок мозга входят: конвекситальная (поверхностная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Корковое звено анализаторной системы, висок слуховой системы, затылок зрительной системы, темя кожно-кинестетической системы.

Функция - обработка информации.

Поля второго блока мозга делятся на:

  1. Первичные поля - первичная обработка импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора. При разрушении первичных полей наступает корковая слепота.
  2. Вторичные поля - отвечают за дальнейшую обработку информации: форма, глубина, анализ полученной информации. При разрушении вторичных полей возникают агнозия, апраксия - нарушение предметности восприятия. Слуховой анализатор во вторичных полях: анализ фонем, звуков.
  3. Третичные поля - ассоциативные - отвечают за самый высокий уровень переработки информации. Функция - синтез информации. Ассоциативные зоны в верхней теменной коре. Отдельные участки нижней теменной коры. Зона TPO относится также к третичным полям. Это зона перекрытия височной, теменной и затылочной области.

Третий блок мозга.

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Конвекситальная кора лобных долей.

Третичная зона коры - ассоциативная, одна треть мозга - лобная часть. У животных одна шестая или одна десятая часть. Именно поэтому возможны ВПФ у человека.

Функции третьего блока мозга - обеспечивает серию движений. Например, письмо. Плавное переключение с одного действия на другое. Целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности.