Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 24.04.24

Время: 12:31

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Патопсихология Принцип конкретного патопсихологического исследования

Принцип конкретного патопсихологического исследования

1. Организуется по типу функциональной пробы (функциональная проба заимствована из медицины: исследуемую функцию нагружают и наблюдают).

2. Обязательное учитывание личностного отношения

При шизофрении больной мог не стремиться к запоминанию. Либо больной агровирует. Мы должны выявить существует ли элемент симуляции.

Разное состояние, разное отношение к выполняемой работе.

3. Обязательный качественный анализ результатов исследования.

  • оценка восприятия инструкции (тревожен, постоянно переспрашивает...)
  • исследование организации деятельности на начальном этапе. Как быстро больной переходит от одного задания к другим. Как быстро и эффективно выполняет задания
  • анализ, когда и какие ошибки возникают
  • испытывает трудности с запоминанием и устает к концу
  • испытывает трудности с запоминанием и устает в середине и к концу исследования
  • при атрофических процессах головного мозга
  • при сосудистых заболеваниях головного мозга

4. Анализируем качество ошибок: (например нарушение внимания: замедление внимания, много времени на ориентировку). Анализ критичности больного и использование им помощи.

После качественного - возможен и количественный анализ. Количественный анализ может показать выраженность нарушения (сколько слов запомнил), также статистический анализ результатов.

5. Обязательное применение нескольких методик даже при однократном исследовании больного. Т.е. методики частично должны перекрываться, для подтверждения диагноза.

В каждой методике есть несколько аспектов, которые можно выявить.

6. Желательность повторных исследований. На различных этапах лечения состояние больного может меняться. Исследование в динамике необходимо для больных с колебанием работоспособности.

Важно предварительное изучение истории болезни:

  • для установления психологического контакта
  • избежания дополнительных психотравм
  • для вычленения задач психодиагностического исследования.

Особенность профессионализма: отступить от жесткого плана, должна быть спонтанность, гибкость в исследовании.

Анамнез - история жизни больного. Состояния со слов больного - субъективный анамнез. Со слов родственников - объективный анамнез.

Обратить внимание на психический статус больного: клинико-психопатологическая симптоматика (психиатрическая) и высказывание предположения о ведущем психопатологическом синдроме.

Анамнез пишется житейским языком, психический статус - медицинское заключение - медицинским языком.

В истории болезни должны быть данные объективных исследований. Они очень важны при органических нарушениях (педиатры, окулисты...).

Важный этап в патопсихологическом исследовании - беседа.

Выделяется несколько этапов:

  1. Ознакомительный - выяснение жалоб, причина обращения, уровень критичности, личные особенности. Можно планировать ход обследования, корректировать по ходу. Выработать стратегию.
  2. Сопутствующая беседа: беседа, которая проводится при выполнении заданий. Реакция на выполнение заданий. Для поддержания мотивации. Поддержка при неудачах.
  3. Заключительная беседа. Даются рекомендации. Подводятся итоги. Оценка выполнения заданий. Важно смотреть хочет ли сам испытуемый узнать результаты.

Беседа - наиболее важный инструмент психолога.