Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 24.02.17

Время: 22:31

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Позитивная психотерапия Стратегии позитивной психотерапии.

Стратегии позитивной психотерапии.

Следующие стратегии позитивной психотерапии представляют собой обзор возможностей применения терапевтических техник. Они гибко связаны с особенными требованиями ситуации, в которой находится пациент или его семья.

а) Работа с одним пациентом

Согласно тому положению, что изменение одного элемента системы влияет на всю систему в целом, в рамках позитивной психотерапии пациент получает задание оставить роль больного и действовать в своей же собственной ситуации в качестве врача. Исследования показывают, что в случае исходно не мотивированной семьи в результате такого процесса снижается сопротивление других членов семьи, и они могут быть вовлечены в полноценную семейную группу. Смена роли от пациента к терапевту своей же ситуации способствует, помимо этого, изменению точки зрения, что ставит под вопрос семейные обычаи и поэтому может влиять терапевтически.

В позитивной психотерапии мы не только обращаемся к анализу проблематики переноса, но и, предлагая темы, притчи, способствуем возникновению фантастических, интуитивных ассоциаций.

б) Партнерские проблемы

Жалобы относятся здесь обычно к сфере актуальных способностей. Терапевтическую работу мы начинаем с актуальных способностей (ДАО). Следующий шаг заключается в позитивной переинтерпретации симптоматики или критических актуальных способностей, при которых могут найти применение и межкультурные сравнения. Чтобы облегчить взаимопонимание, к обсуждению привлекаются четыре модели для подражания.

в) Нервный срыв

При сложных семейных проблемах в первую очередь следует активизировать базовые способности пациента и его партнера. Если существует опасность разрыва партнерских отношений, оправданным является не акцентирование на возникших конфликтах, а прежде всего обращение к потенциалу самопомощи; следует познакомить партнера с пятью ступенями позитивной семейной терапии. Только потом мы возвращаемся к конфликтам и их содержательному анализу.

г) Нуклеарная семья (отец—мать—ребенок)

Главная проблема — это отношения «Привязанность— дифференциация—отделение» как стадии детско-родительских отношений. Содержательно эти три формы интеракций соотносятся с актуальными способностями и моделями для подражания.

д) Работа с расширенной семьей

Наряду с нуклеарной семьей в лечение могут вовлекаться и другие члены семьи: бабушки, дедушки, дяди, тети, близкие друзья и т.д. Численность этой группы может ограничиваться лишь организационными возможностями. Еще больше, чем прежде, возрастает значение концепций.

е) Психосоматика и семья

Отличительная черта многих психосоматических больных — это отрицание конфликтов, что проявляется и игнорированием семейных конфликтов. Встает задача от одного психосоматического симптома прийти к лежащим в его основе психосоциальным конфликтам и от них — к переработке конфликтов. Введение в терапию — 4 сферы переработки конфликтов. Они предлагаются уже потому, что психосоматические больные обычно начинают с предъявления своих симптомов. От форм переработки конфликтов мы переходим к микротравмам (актуальные способности — ДАО). Только затем мы обращаемся к базовому конфликту в форме моделей для подражания. Ключевую роль играет позитивное толкование симптомов, которое в лучшем случае исходит от пациента. Значение, которое имеет его болезнь в его жизни, он сам часто знает лучше всех. В зависимости от ситуации пациент может сыграть активную роль в пяти ступенях самопомощи.

ж) Психозы в позитивной семейной терапии

Здесь подразумеваются экстремальные ситуации или такие, в которых существует опасность декомпенсации. В остальном применимы те принципы, которые показаны для работы с нуклеарной семьей.

з) Позитивная групповая психотерапия

Позитивная психотерапия работает тематически. Обсуждаемые темы предлагаются либо членами группы (например, проблема супружеской верности), либо терапевтом в форме притчи. Эти притчи и истории в таком случае становятся источником ассоциаций для членов группы. Важным принципом упорядочения групповой психотерапии являются три стадии взаимодействия: привязанность —дифференциация —отделение. Следуя этим категориям, шаг за шагом в применение включаются техники позитивной семейной терапии. Так, на длительное время тематическим центром группы могут стать актуальные способности, четыре формы переработки конфликтов и т.д. Речь идет здесь прежде всего, однако, не о приобретении теоретической компетентности. В большей степени целью является то, что в процессе групповой работы каждый член группы в связи с предложенной темой возвращается к своим личным переживаниям и концепциям, актуализирует их и выносит на группу. Чтобы расширить эту информацию, терапевт дополняет концепции группы, например, при помощи альтернативных транскультурных сравнений. Преодолеть кризисы в группе помогают позитивные интерпретации. Это вовсе не означает, что предпринимается попытка успокоения и смягчения ситуации. Скорее члены группы при таком позитивном толковании получают новую информацию, которую они вкладывают в поиски стратегий преодоления проблем для каждого участника.

и) Группы самопомощи

Технически приемлемо все то, что мы говорили о групповой психотерапии. Правда, в группе самопомощи акцент делается на актуальные конфликты. При этом существенным является самопознание, восприимчивость собственных концепций и чувств. Таким образом, члены групп самопомощи на основе техник позитивной семейной терапии познают свои собственные концепции и учатся видеть их относительность внутри группы при помощи транскультурных междисциплинарных примеров. Группа самопомощи действует в четырех направлениях:

  1. отношения врач —больной, учитель —ученик, юрист —клиент и т.д.;
  2. отношение врачей (юристов, учителей и т.д.) к своим коллегам и отсюда — возможность междисциплинарного сотрудничества;
  3. отношение участников к своим собственным семьям;
  4. отношение участников к мировоззренческим вопросам, их жизненная философия и религия.

Эта форма групп самопомощи задумана как шаг ко всеобъемлющей «объединяющей психологии», в которой возможно сотрудничество представителей различных специальностей, принятие во внимание психологических аспектов и реализация человеком своей способности к самопомощи.