Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 28.03.24

Время: 21:00

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Позитивная психотерапия Суицидальные попытки

Суицидальные попытки

Способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить свое местонахождение

Определение

Под попыткой суицида подразумевается в меньшей степени стремление к смерти, чем вызов окружающему миру. Конечно, возможно, что эта попытка заканчивается смертью или всерьез задуманное самоубийство не удается.

Симптоматика

Согласно Ringel (1978), мы рассматриваем попытку суицида как «завершение болезненного развития». Типичным для фазы перед суицидом (попыткой суицида) является «пресуицидальный синдром».

Транскультурный аспект и эпидемиология

Наибольшее число самоубийств в мире было зарегистрировано в 1988 г. (на 100 000 жителей) в Венгрии и составило 46 (в 1969 г.— 35); на втором месте Финляндия — 25 самоубийств (в 1969 г.— 28); во Франции это число составило 17. Ежегодно в США около 30 000 человек совершают самоубийство, это 12 из 100 000 населения; в Швейцарии это число вдвое выше: 23,7, что составляет 1500 смертей ежегодно (Michel, 1989a). Традиционно высокое число самоубийств и в Японии; самые низкие показатели принадлежат Греции — 3 случая на 100 000 населения, а также Саудовской Аравии.

Самоубийство не встречается среди коренных жителей Австралии и Огненной Земли. В Индии суицид имеет место в форме принесения себя в жертву на святых местах, считается, что оно ведет к облегчению. Не редкость самоубийство у эскимосов при достижении старческого возраста или при хронических тяжелых заболеваниях.

Обзор литературы

Следует отметить, что суицидальные тенденции особенно выражены у лиц, чья профессиональная деятельность связана с интенсивным общением и помощью людям (врачи, учителя и т.д.). По данным Schuffel (1986), в определенный отрезок времени число самоубийств среди калифорнийских врачей было в 1,5 — 2 раза выше, чем среди всего остального населения. Женщины-врачи совершают самоубийства гораздо чаще, чем представительницы других профессий. Среди врачей наибольший риск самоубийства приходится на психиатров.

Для Атегу (1979) акт самоубийства является свидетельством человеческой свободы, которая отличает человека от животного. Согласно Battegay (1981), напротив, при совершении самоубийства ни о каком свободном решении не может быть и речи.

Крылатые выражения

«Кто научился умирать, перестает быть рабом» (Сенека); «Трус умирает многократно, прежде чем умрет; смелые достойны только одной смерти» (Шекспир).

Притча: «О вечной жизни»

Король Аноширван, которого народ называл Справедливым, как-то однажды во времена, когда родился пророк Мохаммед, прогуливался по своим владениям. На залитом солнцем косогоре он заметил почтенного старца, согнувшегося в какой-то работе. Вместе со своей свитой король подошел поближе и увидел, что старик сажает маленькие саженцы-однолетки. «Что ты делаешь?» — спросил король. «Я сажаю ореховые деревья», — ответил старец. Король удивился: <<Ты уже так стар. Для чего ты сажаешь тогда эти ростки, чью листву ты никогда не увидишь, в чьей тени ты никогда не смо~ жешь укрыться и чьих плодов ты никогда не попробуешь?» Старик взглянул на него и сказал: «Те, кто были до нас, посадили, и мы собирали урожаи. Мы сажаем теперь, чтобы те, кто придут после нас, тоже смогли кормиться».

Аспекты самопомощи: развитие суицидальных тенденций с точки зрения позитивной психотерапии

Предопределением мы называем неизбежную судьбу: каждый человек рождается и умирает, нет пути, который бы миновал эти два события. Условная судьба, напротив, это судьба, которая имеет свою собственную историю, которой можно избежать и которая может быть изменена.

Условная судьба предполагает такой путь, который можно выбрать, но не обязательно нужно выбирать. Важнее здесь вопрос: чему я могу научиться у своего прошлого, как я могу выполнить требования настоящего? Существуют альтернативные пути, из которых в любой момент можно выбирать. Это означает не что иное, как то, что судьба каждого человека в существенной степени находится в его собственных руках, в детстве — в руках его родителей и воспитателей, позднее — в руках его семьи, друзей и терапевта.

Если поразмышлять над тем, что означает «лишить себя жизни», то здесь можно обнаружить и позитивные стороны. Если человек «забирает» у себя жизнь, значит, он постигает жизнь, овладевает ею, он приспосабливает ее к себе. Здесь возможно новое начало. «Лишить себя жизни» — это способность поставить свою жизнь под вопрос и изменить свои взгляды на нее.

Практические дополнения к этому аспекту самопомощи предлагаются в опроснике в конце главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при суицидальной попытке

Описание случая: «Утрата цели жизни»

Домохозяйка 52 лет, бледная, с замедленными движениями и безразличным лицом, жаловалась на тяжелые депрессии и страхи и, как она многократно повторяла, не хотела больше жить: «У меня такое чувство, что все лишено смысла, все пустое. Я полностью выгорела». Из разговора выяснилось, что пациентка уже дважды пыталась покончить с собой. На мою интерпретацию, что она проявила способность «поставить под вопрос», собственную жизнь, она ответила: «Это именно так. Хуже уже быть не может. В крайнем случае — лучше». Когда я стал спрашивать дальше, то выяснилось следующее:

У женщины было трое детей, которых она воспитывала одна после смерти мужа 20 лет назад. Как она мне объяснила, ради детей она отказалась от второго брака. Со временем все трое покинули родительский дом и обосновались со своими семьями на новых местах. А наша пациентка с этого момента «потеряла» свою жизненную задачу — своих детей — и не смогла найти этому полноценную замену. В этой ситуации пациентка почувствовала себя ненужной, свою жизнь сочла бессмысленной, а мир — несправедливым. Основным отношением пациентки было отношение к «Ты» детей и к «Мы» собственной семьи. Только через эти две инстанции она получала утверждение своего Я, которое она ставила так же высоко, как и социальную активность и широкие интересы.

Этот характерный пример способности к любви при определенных внешних условиях — дети покинули свою мать — превратился в открытый конфликт. В процессе лечения разрешение этого конфликта проходило параллельно с работой над обогащением ее Я. Содержанием этой работы являлось рассмотрение четырех сфер способности к любви Я —Ты —Мы — Пра-мы и актуальных способностей: контакты, доверие, единство и вера/религия.

Актуальная способность «вера/религия»

Определение и развитие: способность интересоваться непознанным и непознаваемым и шаг за шагом приближаться к нему, пока часть этого непознанного не станет доступной. Вера может быть направлена на собственные способности и способности других людей, на еще неизвестное и исследуемое в науках и на непознаваемое в религиях. Ребенок обладает сначала абсолютной верой. Позднее содержание этой веры дифференцируется; ребенок верит в любовь или справедливость родителей. На примере родителей он учится строить свои отношения с непознанным и непознаваемым и перенимает исторически устоявшиеся формы религиозной или научной веры.

Как об этом спрашивают: существуют ли у Вас с партнером проблемы на почве религии или мировоззрения? Кто из Вас более религиозен? Верите ли Вы в высшее существо? Верите ли Вы в жизнь после смерти? Как Вы относитесь к религиям? К какой религиозной общине Вы принадлежите? К какой церкви Вы принадлежите? Кто из Ваших родителей был более религиозным? Как проявлялась религиозность в Вашем доме (молитва, медитация, ритуалы)? Верите ли Вы, что Вы (Ваш партнер) можете развиваться еще дальше и обладаете еще большими резервами? Есть ли у Вас четкие цели в Вашей профессиональной и личной жизни?

Синонимы и расстройства: принимать, признавать, считать, предполагать, догадываться, полагаться, доверять, мировоззрение, идеология, теология, гипотеза.— Суеверие, ханжество, кризис веры, неверие, страх, агрессия, подражание, отречение, чрезмерные требования, неуверенность, колебания настроения, жизненный страх, коллективная ненависть, предрассудки, фанатизм, религиозный бред и т.д.

Особенности поведения: каждый человек, без исключения, обладает способностью верить. Научись различать между верой, религией и церковью. Верить в себя, в свои способности, в партнера, в людей, в идола, в идею, в теорию, в мировоззрение, в Бога.

Высказывания ученых действуют как медиаторы в вопросах смысла жизни и смерти и жизни после смерти. Лечение продолжалось 25 сеансов.