Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 12:49

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Тесты специальных способностей

Тесты специальных способностей

Отечественная теория способностей - Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Ананьев, Теплов. Существуют различные понимания термина "Способности".

Специфические человеческие способности - те особенности, которые отличают человека от животного. Те особенности, которые являются видовыми (по Леонтьеву). Эти особенности усваиваются всеми людьми в онтогенезе (у здоровых людей). Человек усваивает культуру и усваивает способности, которые растворены в культуре.

Дифференциальная психология о способностях:

  1. Способности - такое индивидуальное качество, которое отличает одного человека от другого (Теплов - 1 из 3 признаков способностей). Бессмысленно говорить о способностях, если между людьми нет отличий.
  2. Способности имеют отношение к успешности выполнения одной деятельности или множеству деятельностей.
  3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам, которые уже выработаны тем или иным человеком, а лишь к обеспечению их лучшего усвоения.

Врожденные способности?

Способности - это психологические особенности людей, следовательно, они не могут быть врожденными. Способности всегда продукт развития, формирования в процессе какой-либо деятельности. Способности всегда формируются, меняются. Они не застывают на месте. В основе способностей лежат анатомо-физиологические особенности, они приравниваются к задаткам. Сами же способности - всегда результат развития. Есть некие задатки, которые лежат в основе формирования способностей. Способности не заключены в задатках. Нельзя считать, что способности крыты в задатках. Нельзя сравнивать с бутоном раскрывшийся цветок. Задатки неспецифичны. На базе разных задатков у разных людей могут быть сформированы одинаковые способности. Возможна компенсация одних способностей другими.

Теплов о музыкальных способностях: музыкальные способности можно сформировать на разной основе. При наличии абсолютного музыкального слуха и при отсутствии музыкального слуха. А на базе одинаковых задатков можно формировать разные способности. Социальные условия или обстоятельства жизни играют при этом немалую роль. Между способностями и задатками нет взаимнооднозначного соответствия. Задатки и способности взаимосвязаны.

Ведущее положение способностей: способности тесно связаны с деятельностью. Развитие способностей всегда происходит в деятельности. Со стороны человека - активный процесс. От способностей зависит возможность осуществления деятельности и степень успешности деятельности. По способностям судят о результатах деятельности. Успех в деятельности к осознанию деятельности - соотнести сложно. Сложно сопоставить качество стихов разных стилей. Это будут очень субъективные оценки. Уровень достижения человека в деятельности напрямую соответствует способностям в деятельности. Ошибка: что уровень достижений зависит не только от способностей, а от особенностей воспитания, обучения, кругом общения.

Связь способностей с деятельностью. Историчны как виды деятельности, так и способности. Отдельные виды деятельностей возникают и развеваются, и точно также возникают и развиваются и способности в зависимости от развития общества.

Взаимоотношения способностей и личности. Личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис Рубинштейн - нельзя сужать содержание понятия способность до характеристик отдельных психических процессов. Проблема способности возникает у субъекта деятельности. У личности. Главные черты личности тесно связаны со способностями.

Теория индивидуальности Ананьева. Структура психологических свойств человека - иерархична. В иерархии выделяют 3 группы свойств:

  1. индивидные или природные свойства. Индивидные свойства определяют принадлежность к полу, конституциональные особенности человека, нейродинамические особенности человека. Высший уровень природных свойств - задатки - интеграция индивидных свойств человека.
  2. Субъектные свойства: характеристика человека как субъекта деятельности - познания, общения и труда. Интеграция субъектных свойств человека - способности.
  3. Личностные свойства - определяются социальными ролями человека, его статусом, структурой его ценностей. Интеграция личных свойств - образует характер и склонности человека.

Уникальные сочетания 1, 2, и 3 и составляет индивидуальность человека.

В индивидуальности человека у Ананьева - главное личностные свойства. Они преобразуют субъектные свойства и природные свойства. По Ананьеву - способности являются свойствами более высокого уровня, чем индивидные, но расположены ниже, чем личностные. Личностные свойства преобразуют способности.

Голубева считает, что способности имеют 2 уровня проявления:

  1. природных предпосылок, задатков. Уровень организма
  2. личностный уровень реализации способностей

Личные особенности, преобразующие способности: склонности, интересы, потребности, мотивы - от которых зависит формирование способностей. От этих личностных особенностей зависит выбор деятельности, от этого зависит формирование способностей.

Иерархия мотивов рассматривается как направленность личности. Лейтес уделили внимание влияния на формирование способностей, такой характеристике, как склонность к труду, тяга к деятельности - одна из общих предпосылок способностей. Тяга к труду меняется с возрастом.

Связь способностей с отдельными чертами характера:

  1. волевые качества
  2. целеустремленность