Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 06:15

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Интеллектуальные тесты. Невербальные интеллектуальные тесты.

Интеллектуальные тесты. Невербальные интеллектуальные тесты.

Невербальных интеллектуальных тестов меньше, чем вербальных интеллектуальных тестов.

Чтобы продиагностировать интеллектуальные способности человека нужно использовать вербальные тесты. Невербальные интеллектуальные тесты применяются в тех случаях, когда нельзя применить вербальный интеллектуальный тест. Это дети с недостаточно развитой речью (дети с дефектами речи, неграмотные люди, иностранцы).

За рубежом тестирование лиц из неблагоприятных условий развития (заключенные - страдает языковое развитие). Применяется в случаях оценки наглядного мышления (художники, конструкторы, архитекторы). К невербальным интеллектуальным тестам относятся тесты действия. Чтобы выполнить задание нужно что-то сделать руками; шкалы развития младенцев, тесты свободные от влияния культуры.

Тесты действия.

В 1866 году разработаны психиатрами. Эдуард Сеген.

Тест воспроизведения прежнего порядка на доске (доски форм Сегена). Стимульный материал - доски с отверстиями, в которых вложен предмет. Цель - дифференцирование разных уровней умственной отсталости детей.

5 досок:

1-ая доска - в отверстиях расположены 10 предметов. Психолог предлагает ребенку посмотреть на доску (10 секунд). Затем все предметы высыпают из отверстий. Нужно воспроизвести прежний порядок расположения. Следует показательное выступление и определяется лучшее время выполнения задачи (всего дается 3 попытки).

2-ая доска - на ней фигуры состоят из двух частей, которые при переворачивании рассыпаются.

Далее фигуры рассыпают на большее количество частей.

Лабиринтные тесты.

В 1914 году - первый лабиринтный тест (Портеус). На листах бумаги изображены лабиринты, далее следует возрастание трудности. Задание - нарисовать путь или от входа до выхода или путь от центра лабиринта.

Шкалы развития младенцев.

Методика, с помощью которой можно оценить степень развития ребенка периода младенчества. Чаще от 0 до 18 месяцев, и 24 месяцев.

Главный принцип - принцип естественного поведения ребенка и естественных ситуаций. Диагностику проводят в привычной для ребенка обстановке, в присутствии матери. Психологами используются стандартизированные схемы наблюдения.

Шкалы развития.

Психолог должен наладить контакт с малышом. Ребенок должен привыкнуть к психологу. Все шкалы развития охватывают широкий спектр: социальное поведение, познавательное поведение, общение.

Шкала развития Гезелла.

Гезелл провел лонгитюдные исследования на большом количестве младенцев. Составлены специальные таблицы развития. Эти таблицы развития охватывают 4 основные сферы поведения.

  • моторику
  • язык
  • адаптивное поведение
  • личностно-социальное поведение

Таблицы развития предназначены для диагностики детей от 4 недель до 6 лет. Это подробное словесное описание всех 4 сфер поведения, типичного для детей разного возраста. Словесное описание дополнено рисунками типичных форм поведения. С ними сопоставляются данные в процессе наблюдения. Психолог наблюдает, потом беседует с матерью.

Шкала развития младенцев Лешли.

Шкала развития младенцев - это определенные схемы наблюдения. В процессе наблюдения нужно заполнять специальные карточки развития. В карточке учитывается:

  1. физическое развитие (умение ребенка двигаться, переворачиваться, поднимать голову, сидеть...)
  2. описание общения, понимания им речи (прислушивается, понимает...)
  3. социальное развитие и игра
  4. описание самостоятельности и независимости ребенка
  5. степень непоседливости ребенка или спокойствия (степень концентрации, преодоление трудностей)

Эти карточки развития сопоставляются с описанием этих же показателей у детей того же возраста. Психолог оценивает - насколько особенности ребенка в карточке развития совпадают с типичными. Информация о ребенке сравнивается с карточками развития одного и того же ребенка, заполненные на него в развных возрастах.

Шкала развития ребенка Нэнси Бейли (60-е гг.)

Шкала развития ребенка Нэнси Бейли включает 3 субшкалы:

  1. шкала умственного развития
  2. шкала моторного развития
  3. шкала запись поведения младенца.

Для детей в возрасте от 2 месяцев до 2,5 лет.

  1. Шкала умственного развития описывает: восприятие, память, обучаемость, зачатки словесного общения, простейшие мыслительные решения.
  2. Шкала моторного развития оценивает макромоторные навыки: умение стоять, ходить, подниматься по ступенькам, умение двигать руками и пальцами
  3. Оценочная шкала заполняется психологом после проведенной работы по шкалам умственного развития и шкалам моторного развития. Предназначается для оценки разных аспектов развития личности ребенка: эмоциональной реакции, социального поведения. Настойчивость, целеустремленность. Использование в основном за рубежом. Стандартизирована на большой группе детей. Имеет большие показатели надежности. У нас таких шкал нет. Основные цели на Западе - как можно раньше выявить возможные отклонения в психическом развитии. Больше возможностей помочь ребенку.

Корреляция показателей шкал развития младенца с показателями настоящих тестов уже выросших - крайне низки. Шкалы развития младенца нельзя назвать оценкой интеллектуального уровня младенца. Они оценивают разные стороны психологического развития, социальные навыки. Но о мышлении ничего нет.