Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 11:17

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Вербальные тесты

Вербальные тесты

Шкалы измерения интеллекта Дэвида Векслера.

Индивидуальные тесты интеллекта. Разработаны американским психодиагностом Дэвидом Векслером.

Особенности тестов Векслера:

  1. Несмотря на то, что это индивидуальные тесты, они построены как групповые. Задания объединены в субтесты, и субтесты расположены порядке возрастания сложности, но расположены не по возрастному уровню как индивидуальные тесты интеллекта. Выполняются индивидами разных возрастов.
  2. Здесь есть вербальные и невербальные тесты. Невербальными тестами называются тесты действия. Тесты действия дают возможность подсчитать IQ действия. Для каждого испытуемого подсчитывается 3 показателя:
    • IQ действия
    • IQ вербальный
    • IQ общий

Шкалы Векслера разработаны для трех категорий возрастов.

  1. Шкала измерения интеллекта Векслера для взрослых с 16 до 64 лет (до 64 лет, т.к. стандартизация была проведена до 64 лет). В 1939 году появилась шкала тестов интеллекта Векслера - шкала Векслера - Бельвью. Бельвью - название клиники, в которой была создана шкала. Шкала несовершенна, невысоки показатели надежности. В 1955 году - появилась редакция достаточно совершенной шкалы с 16 до 64 лет. Эта шкала пересматривалась не один раз. В 1981 году - последний раз эта шкала пересматривается.
  2. Шкала измерения интеллекта Векслера для детей от 6 лет до 15 лет 11 месяцев. Впервые она появилась в 1949 году. В 1973 году эта шкала была отредактирована.
  3. Шкала измерения интеллекта Векслера для дошкольников от 4 до 6,5 лет. Впервые появилась в 1967 году.

Особенности тестов Векслера: во всех тестах Векслера для всех трех диапазонов используются одни и те же типы заданий. Сами задания для дошкольников очень просты. Далее по возрастанию сложности идут задания для различных возрастов. Это позволяет отслеживать изменения одних и тех же видов когнитивных характеристик (характеристики мышления).

Все тесты Векслера имеют очень хорошие психометрические характеристики:

  • высокие показатели надежности
  • высокие показатели валидности.

Репрезентативны на выборках широкой популяции (в США). Тест Векслера для дошкольников у нас никогда не использовался, так как не был переведен. Тест Векслера для взрослых сделан в Бехтеревском институте, перевод и адаптация, не была произведена рестандартизация. Он не может использоваться в частных случаях, а может использоваться только для исследований. Тесты Векслера для детей в возрасте от 6 до 16 лет. Перевод и адаптация в Бехтеревском институте Панасюком. Панасюк рестандартизировал, провел оценку надежности и валидности. Его можно использовать для решения практических проблем. Но сейчас он сильно устарел. 30 лет очень большой срок для интеллектуальных тестов. Устарели и вербальные задания, устарели и невербальные задания. Все задания были изменены после смерти Векслера. Старый вариант Панасюка может использоваться для отличия нормальных детей от отставших. Для нахождения различий у здоровых людей не действует.

В детском субтесте 12 тестов. Во взрослом субтесте 11 тестов. Субтесты предъявляются по очереди:

  • невербальный
  • вербальный
  • невербальный
  • вербальный и т.д.

1 субтест в тесте - это субтест на общую осведомленность или информированность. Диагностируются знания, которые приобретаются индивидом. Вопросы задаются устно, ответы - устно. Время выполнения задания не ограничивается и не фиксируется. Подгруппы по возрастам диагностируются немного по-разному. Группа разделена на 4 подгруппы:

  • 1 подгруппа - 6-7 лет с 1 заданием
  • 2 подгруппа - 8-10 лет с 5 заданиями
  • 3 подгруппа - 11-13 лет с 8 заданиями
  • 4 подгруппа - 14-16 лет с 11 заданиями.

За правильный ответ - начисляется 1 бал.

2 субтест вербальный - "Сходство". Даны 2 слова. Чем они похожи? Например: голубой и красный - это цвета, пианино и гитара - это музыкальные инструменты. Оценивается это субтест: 2 балла - за существенный признак, общий признак, 1 балл - за несущественный признак, и 0 баллов. Этот субтест диагностирует умение абстрагироваться от несущественных признаков, находить общее и различие.

3 субтест - арифметический. Умение оперировать математическим материалом. Обученность арифметическим действиям. Задания даются на картинках. Инструкция - устно. В каждом задании есть правило прекращения субтеста (если 2-3 задания подряд не выполнены).

4 субтест - словарный. Диагностирует словарный запас, понимание некоторых понятий, умение объяснить их значение. Время не ограничивается. Оценка от 0 до 2 баллов. 2 балла дается за ответ, где отражено главное, 1 балл - за ответ неясно выражено главное, 0 баллов - неверно значение слова.

Один из следующих субтестов - "Понимание". Диагностируется умение давать практические суждения, понимание смысла некоторых выражений, понимание общественных норм, склонность к практическому суждению. Например: Что ты будешь делать, если порежешь палец? Нужно дать объяснение причины действий. 2 балла дается за ответ, если ребенок проявил собственную активность, 1 балл за ответ - пойду к медсестре, 0 баллов - ничего не буду делать, буду плакать. К каждому вопросу приводятся ответы для психолога.

Субтест "Повторение цифр". Диагностируется оперативная память. 1 группа слов - повторить в том порядке, в котором зачитал психолог. 2 группа слов - воспроизвести в обратном порядке. 2 балла дается за каждый ряд, выполненный с 1 попытки, 1 балл за каждый ряд, воспроизведенный со второй попытки.