Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 22:40

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Требования к построению и проверке психодиагностических методик.

Требования к построению и проверке психодиагностических методик.

Усвоение этого дает возможность отличить психодиагностическую методику от всех остальных.

Критерии оценки качества психодиагностических методик:

  1. по содержательным параметрам
  2. из всех методик самую лучшую по качеству

Стандартизация, проверка на надежность и на валидность относится только к строгоформализованным методикам.

Стандартизация.

Методика предназначена для практических психологов и должна быть передана в руки других людей. Психодиагностическая методика должна быть разработана и описана так, чтобы любой психодиагност получил такие же данные, что и ее автор.

Стандартизация (по Анастази) - единообразие процедуры проведения и оценки выполнения методики.

Два плана стандартизации:

I. выработка единых требований к процедуре эксперимента

II. определение единого критерия для оценки результатов диагностической методики.

I. Стандартизация процедуры означает унификацию всего, что связано с экспериментом (бланки ответа, способ фиксации и анализа результатов, условия проведения обследования). Для всех испытуемых все должно быть одинаково (это касается и стимульного материала). Например: размер карточек у Люшера 28х28. И этот размер не меняется ни при каких обстоятельствах.

Основные требования:

  1. инструкцию следует сообщать одинаковым образом, как сформулировано автором. Ее нужно зачитывать (не объяснять ее смысл). Или выучить ее наизусть, как у автора. Желательно, чтобы инструкция (где это возможно) в напечатанном виде была перед глазами испытуемого.
  2. ни один испытуемый не должен иметь никаких преимуществ в процессе обследования. Нельзя растолковывать смысл и выполнять вместе с испытуемым. При возникших вопросах можно еще раз прочитать инструкцию. Ограничение по времени должно соблюдаться для всех. Помещение для испытания должно быть без помех для работы испытуемого (никто не должен входить, задавать вопросы). Испытуемые должны находиться в равных условиях. Важны также и температурный, и световой режимы, которые должны быть абсолютно одинаковыми. Существуют колебания работоспособности по времени суток (эксперимент должен проводиться в одно и тоже время суток) и по дням недели (понедельник, пятница - неблагоприятные дни). Любая методика должна содержать руководство ее применения (все, что касается процедуры эксперимента).

II. Выбор критерия.

Методики не имеют заранее заданных критериев успешности ее выполнения. Получив показатель, его нужно обязательно интерпретировать, оценить, описать словами по критерию, по которому можно сопоставить конкретный результат.

Существует несколько критериев в психодиагностике:

Статистическая норма - получена статистическим путем при обследовании достаточно большой группы испытуемых, которая называется выборка стандартизации. Из популяции создаются относительно небольшие группы, соответствующие этой популяции. Выборка должна быть репрезентативна популяции.

Раньше выборка создавалась на основе учета ряда параметров, существующих для измеряемых методикой психологических характеристик. Создавалась модель широкой популяции. Д.Векслер формировал выборки репрезентативной широкой популяции. Например, его тест рассчитан для людей от 16 до 65 лет. И он опирался на результаты переписи населения, учитывал географическое распространение населения, социоэкономический уровень, этнический состав, уровень образования, характер профессиональной деятельности. Его выборка в процентном содержании соответствовала процентному содержанию населения США.

Сейчас чаще используются репрезентативные выборки специфичные популяциям. Широкая популяция разбивается на ряд однородных подгрупп (население сельской местности или городское).

Причины предпочтения:

  • очень трудно создавать выборки репрезентации широкой популяции.
  • часто очень различными получаются показатели методик по отношению к широким популяциям.

Эти значимые различия делают бессмысленным объединение групп. Лучше сузить популяцию, чем утверждать, что подсчитанные нормы относятся ко всем представителям популяции. Для вычисления статистической нормы нужно обследовать всю выборку стандартизации и получить свой показатель для каждого участника группы. Эти показатели имеют некий разброс по группе. Дальше в системе координат заносятся данные и получают форму распределения, эта кривая имеет самую разную форму. Только в случае кривой нормального распределения психолог может рассчитывать статистическую норму.

Любое распределение имеет две основных характеристики:

I. центральная тенденция - общее расположение распределения по осям измерения. Три способа:

1. мода распределения - чаще всего встречается
2. медиана - срединное значение распределения
3. среднее арифметическое - (формула подсчета среднего арифметического )

II. дисперсия - разброс величин вокруг центрального значения. Она определяется как среднее арифметическое квадратов разностей между наблюдаемыми значениями и средней величиной

D тем выше, чем больше разброс значений. Из-за своего способа подсчета D всегда выражена в квадратных величинах.

Для подсчета статистической нормы используется стандартное отклонение

Удобство использования нормального распределения в том, что существуют специальные таблицы подсчета в процентах того или иного показателя. Можно предсказать процент тех людей, которые будут иметь определенные показатели (используется среднее арифметическое и стандартное отклонение). Первыми это сделали психологи Стэндфордского университета.

Взяли группу 100 человек детей от двух с половиной лет до восемнадцати лет, и каждый раз вычерчивали кривую. Выяснили, что нет нормального распределения по показателям их методики. Стали искусственно добиваться нормального распределения. Изменяли задания и, наконец, добились кривой нормального распределения для каждого возраста от двух с половиной до восемнадцати лет.

Нормальное распределение - условие для вычисления статистической нормы. Получив статистическую норму, можно дифференцировать испытуемых и легко интерпретировать результаты обследования.