Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.04.18

Время: 19:21

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Трудности применения проективных методик.

Трудности применения проективных методик.

Проективные методики очень интересны и привлекательны, но внешняя простота обманчива.

1. Использовать проективные методы можно, если созданы доверительные отношения, налажен контакт, что требует особого умения и личностных качеств.

2. Проективные методики обладают повышенным риском появления 2-х типов ошибок:

  1. ошибки психодиагноста - часто проявляются во вторичной проекции.
    • Первичная проекция - проекция личности испытуемого на результаты своей деятельности.
    • Вторичная проекция - в процессе анализа психолог может проецировать личные проблемы на результаты испытуемого. Психолог проецирует на материал свои особенности. Проявляется либо в повышенной чувствительности к некоторым особенностям испытуемого, либо в избирательности (апперцептивная слепота). Семейные психологи свои собственные семейные проблемы проецируют на испытуемых. Их можно избежать путем повышения квалификации психодиагноста.
  2. инструментальные ошибки - связаны с самой методикой. Инструментальные ошибки возникают из-за того, что нельзя прогнозировать восприятие испытуемого в отношении проективной методики. Психодиагност дает методику, а испытуемый выполняет ее формальным образом, не проецируя свою личность. Дети стараются дать типовой социально-одобряемый ответ. Нужно учитывать возраст испытуемых. Методика "Дом-дерево-человек" для дошкольников и детей младшего школьного возраста (проекция их личности).

Нужно использовать не одну, а несколько диагностирующих методик - для снижения риска ошибок.

Снижение риска ошибок:

  • использование стандартизированных вариантов методик, надежные интерпретации.
  • не следует делать выводы по отдельным показателям проективных методик, их надо объединить в синдромы, только комплекс показателей дает надежную информацию.

Тесты стоят намного выше всех остальных методик (и по методическому уровню и по возможностям).

Опасности тестов:

  1. влияние мотивации испытуемого. Настрой и заинтересованность необходимы.
  2. результаты зависят от психического состояния в момент тестирования (нужно оценивать и психическое и физическое состояние испытуемого).

Для повышения достоверности любой методики, нужно использовать результаты в комплексе с дополнительной информацией об испытуемом.

Критика тестов объясняется и социальными и психологическими причинами.

Но плохи не методики, а использование методик без знания психодиагностики.

Для непрофессионалов: нет тонкостей интерпретации, незнание всех возможностей методик.

"Диагностомания" - поспешный переход от показателя к поспешным выводам, как можно быстрее поставить диагноз. Причина - компенсация собственного непрофессионализма.

Масса профессиональных терминов и постановок диагнозов - признаки диагностомании.