Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 01:34

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Статьи Введение в гештальт-терапию

Введение в гештальт-терапию

Лихоманова Е. Е.

В нашей повседневной жизни довольно часто приходиться встречаться с проблемами и вопросами, трудностями внутреннего мира, относящимися к компетенции психологии. Психология как наука о душе, о внутреннем мире человека и именно та ее часть, которая называется практической психологией, признана помочь человеку в решении жизненно важных для него проблем.

Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако при реализации на практике этого стремления человеку зачастую приходиться оказываться в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может.

К сожалению, в нашем обществе пока еще не достаточно развита психологическая культура, овладение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.

Для решения жизненный проблем психология предлагает нам огромный выбор психологической помощи. Принцип каждой из них основывается на компонентах психологической культуры: самопознание и самооценка; познание других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Владение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы потенциально человек может решать самостоятельно, опираясь на рекомендации специалистов-психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложившимися проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и он нуждается в психологической помощи.

Существует огромное количество направлений в психологической помощи, к которой может прибегнуть специалист-психолог при работе с клиентом. Все они по своему разнообразны и эффективны; имеют плюсы и минусы. Многие достаточно популярны, другие менее известны, но все они созданы под влиянием идей разных психологических школ. Так в «психодинамике», (Р. Вудвортс), в центре находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами личности – мотивы, влечения, побуждения. А здоровое развитие и существования личностного «Я» обеспечивает понятие клиентом конфликтов в эго жизни. В этом случаи, клиент должен довести до своего сознания конфликтную ситуацию, т. е. суметь окунуться в свое бессознательное, а проще сказать, пережить все заново. Неправда, несколько жестоко?! В трансактном анализе Э. Берна и в кататимно-имагинативной психотерапии (кататимное переживание образов) или метод «Символдрама», Х. Лейнера основная помощь клиенту идет за счет переживания позитивных и негативных эмоций, а так же фантазирование на фоне образов ( клиент рисует в своем воображении «картины»). Помощь реальна, но эта борьба с проблемами из прошлого, а что на данный момент тревожит человека. На мой вкус лучше работать с клиентом «здесь и сейчас». Ведь как говорят психологи, все проблемы из детства, но они не остаются там, а «преследуют» нас по жизни. И на мой взгляд, не обязательно окунаться в прошлое клиента, погружаться в бессознательное и «рисовать картины», а просто поработать с эго настоящим.

Еще я придерживаюсь такого мнения, что психотерапия и системы личностной коррекции должны подчеркивать важность проблем человеческого становления и ответственность человека за свое личностное становление. Основанная Ф. Перлзом на психоанализе, гештальт-психологии и экзистенциализме гештальт-терапия, на мой взгляд, является одной наиболее прогрессивной терапевтической коррекцией и эффективной. Все выше перечисленные психокоррекционные направления, в своей теории, делают акцент на становление «свободной воли», самоактуализации личности и аутентичности. Ведь человек является частью чем-то более широкого понятия нежели личность – может, организм – среда, и поэтому становится понятно, что только здоровый человек находится в равновесии с самим собой и окружающим миром. Следовательно он может быть самим собой, осуществлять свое «Я», реализовать свои потребности, склонности – это и есть путь гармоничной личности.

Самый основной и наиболее продуктивный для терапии момент в гештальт-терапии - это путь осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбора жизненного пути. И по-моему, при таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни. А для достижения такого результата и необходима гештальт-терапия, т. к. она несет в себе принцип расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции координирует равновесие между внутренним миром и средой.

Несомненно, все принципы гештальт-терапии, три зоны сознавания, пять механизмов нарушения процесса саморегуляции или прерывания контакта, уровни невроза, а главное техники терапии: экспериментальный диалог, «большой пес и щенок», совершение кругов, или идти по кругу, техника «наоборот», экспериментальное преувеличение, проективные игры на воображение, « у меня есть тайна», «преувеличение», «репетиция», проверка готового мнения; (очень отличные от других техник), заставили меня по другому смотреть на психокоррекцию и привили мне огромный интерес к этому виду терапии.

Для полного понимания, осознания всех принципов гештальт-терапии необходимо огромное количество времени, а так же практики, но того и другого, к сожалению, не было у нас.

Психотерапевтическое направление в психологии, психокоррекция и, несомненно, гештальт-терапия – одно из наиболее важных, нужных помощников во всей психологии и за ними будущее.