Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 24.06.18

Время: 13:46

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Статьи Как написать диплом

Как написать диплом

Общее представление

Диплом — важнейшая работа для студента. По дипломной работе кафедра ставит оценку не только вам, но и себе и своим преподавателям. В ходе защиты дипломной работы преподаватели часто продолжают непрекращающийся научный спор, задавая порой каверзные вопросы. В процессе защиты дипломной работы выясняется научная ценность вашей работы и реальное отношение кафедры к вам.

Теоретически диплом пишут на последнем курсе, который для этого максимально разгружается, причем последний семестр вообще освобожден от занятий.

Дипломная работа стоит в академической иерархии на ступень ниже диссертации и уступает ей по объему, но ее реальное научное значение гораздо выше. Дело в том, что объективно на дипломнике лежит значительно большая ответственность, так как его работу непременно будут читать от корки до корки. На защите будут выступать оппонент и рецензент, и, как правило, один из них (а то и оба) — молодой и ретивый аспирант, интересующийся данной темой (потому-то именно его и назначили) и стремящийся во время защиты "разгромить" противоположную точку зрения.

Многолетний опыт показывает: средний научный уровень дипломных работ, как правило, выше среднего научного уровня диссертаций.

Диплом изготавливается в пяти экземплярах: для научного руководителя, для оппонента, для рецензента, для себя и для кафедры (факультета). Пока идет защита, экземпляры лежат на столе, а доценты с любопытством в них заглядывают: что интересного написал этот молодой человек? Любопытство вполне искреннее. Один экземпляр поступит в архив кафедры. Бывали случаи, когда в серьезных трудах ссылались на дипломные работы студентов.

Защита — главное испытание, которому подвергается диплом. Тренировкой для студента были защиты курсовых работ на предыдущих курсах. Для проведения защиты дипломной работы назначаются оппонент (преподаватель или аспирант, сдавший кандидатский минимум по специальности), рецензент (аспирант). Фамилии их вы узнаете заранее. Если вас не оповестили, не поленитесь и узнайте сами — будет полезно. Оппоненты должны получить текст диплома для ознакомления минимум за неделю до защиты.

На защите вам будут задавать различные вопросы, которые нередко связаны с непониманием текста. Необходимо проявить спокойствие и четко ответить на все возможные претензии. Резкие ответы на собственной защите не приветствуются, а вот вести активную "оборону" необходимо.

При этом крайне желательно иметь научного руководителя в качестве не оппонента, а союзника. Это определяется характером предшествующего общения с научным руководителем.

Известно, что преподаватели далеко не всегда с удовольствием берутся за руководство дипломниками, так как студент может оказаться для руководителя слишком самостоятельным или показаться ему не очень умным. Этого студента он опекает до последнего, а на защите может отказать в покровительстве и не будет вытаскивать из сложной ситуации.

Поэтому реальное общение с руководителем должно быть оптимально достаточным, тогда он не сможет навязать вам свою концепцию, испортив попутно отношения. При этом он должен быть абсолютно уверен в том, что вы в нем нуждаетесь не как в бюрократическом прикрытии (хотя и в этом тоже), но как в научном авторитете и опытном методисте.

Важно, чтобы свои претензии к вам руководитель высказывал на ваших встречах, дабы для вас это не было неожиданностью и не пришлось лишний раз скоропалительно переделывать работу. В формальной и административной части указаниям нужно следовать безоговорочно. Для достижения практического результата вполне можно на время пожертвовать своими идеями и амбициями.

Таким образом, квалификационная работа (диплом) представляет собой самостоятельно выполненную студентом учебно-исследовательскую разработку, отражающую итог полученной теоретической и практической подготовки по отдельным учебным дисциплинам. Выполнение квалификационной работы предполагает широкое использование культурно-исторической и современной научной литературы, справочных материалов, статистических данных, передового зарубежного и отечественного опыта с целью закрепления и дальнейшего углубления полученных теоретических и практических знаний.

Студенты при написании дипломной работы должны осознать недостаточность знания одного обязательного учебного материала, поэтому должны ознакомиться с широким кругом как общей, так и специальной литературы по теме, уметь увязывать вопросы теории с практикой, делать соответствующие выводы и давать рекомендации.

В процессе исследования проблемы раскрываются способности студентов самостоятельно осуществлять поисково-научную деятельность, анализировать и обобщать теоретический и практический материал, делать аргументированные выводы, вносить свои рекомендации по разрабатываемой теме. При выполнении дипломной работы должны быть использованы современные методы исследования.

Диплом всегда представляется в напечатанном виде. Его объем колеблется от 50 до 100 машинописных страниц.

Выполнение дипломной работы преследует определенные цели:

  • приобрести навыки самостоятельной работы с нормативно-справочной документацией, поисковой и интеллектуальной работы с научными источниками;
  • сформировать умение самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал; делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по теме исследования;
  • научиться четко и просто письменно излагать свои мысли, правильно оформлять работу.

В процессе работы студент приобретает следующие умения:

  • пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;
  • использовать определенный минимум литературы по теме (проблеме) и фиксировать нужную информацию;
  • грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
  • собирать, анализировать и обобщать опыт предшественников по данной проблеме в различных школах и направлениях;
  • выполнять опытно-экспериментальную работу, обрабатывать, систематизировать, интерпретировать полученный эмпирический материал и делать выводы.

Выполнение дипломной работы включает ряд этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Поиск, накопление и систематизация материала.
  3. Проектирование макета и составление плана.
  4. Проведение исследования.
  5. Создание письменного текста.
  6. Оформление работы.
  7. Защита.

Данные методические рекомендации помогут студентам в поиске ответов на следующие вопросы.

  1. Как выбрать тему работы?
  2. Какую помощь может оказать студенту руководитель?
  3. Как обосновать актуальность темы исследования?
  4. Какова структура дипломной работы?
  5. Как определить основные характеристики работы?
  6. Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?
  7. Как оформить текст дипломной работы?
  8. Как представить работу на обсуждение?

Выбор темы

Тематика дипломной работы должна:

  • соответствовать задачам подготовки специалистов;
  • учитывать направления и проблематику современных научно-психологических исследований;
  • приобщать студентов к работе над проблемами, интересующими отдельных преподавателей и коллектив кафедры психологии в целом;
  • учитывать интересы студентов в сфере социально-психологической теории и практики;
  • разрабатывать актуальные проблемы психологии развития человека.

В соответствии с этими требованиями на факультете психологии утверждены примерные перечни тем дипломных работ по наиболее важным проблемам истории психологии, общей, социальной и организационной психологии, которые представлены в программах дисциплин. Деканат факультета оставляет за собой право периодически обновлять тематику дипломных работ с учетом научной и практической значимости социально-психологической проблематики.

Темы дипломных работ определяются разными способами.

1. Руководствуясь соответствующим изучаемому курсу перечнем, студент выбирает тему работы, при этом консультируется с научным руководителем на факультете психологии.

2. Преподаватель индивидуально определяет тему дипломной работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

3. Студент выбирает тему с целью преодоления затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие студенты до или во время обучения в институте имели опыт психологической работы или совмещают учебу и работу.

4. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Самостоятельно выбрать тему исследования ему помогают приемы, предложенные П.Т. Приходько:

  • просмотр аналитических обзоров научных достижений ведущих специалистов (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
  • выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований с использованием новых, более совершенных методов;
  • проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;
  • ознакомление со специальной литературой и периодическими психологическими изданиями;
  • консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

5. Студент сам может предложить тему для дипломной работы с необходимым обоснованием ее разработки. В этом случае он должен исходить прежде всего, из возможности собрать необходимый для ее написания конкретный материал.

После того как тема дипломной работы выбрана, а план согласован с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов работы. План облегчает контроль за ходом исследования и помогает студенту работать самостоятельно и осознанно. Тема утверждается соответствующим распоряжением по факультету психологии.

Руководство дипломными работами

Руководство осуществляют преподаватели факультета (кафедры) психологии; работники различных психологических центров, имеющие соответствующий диплом или степень кандидата психологических наук; в отдельных случаях к руководству допускаются лица, имеющие психолого-педагогический стаж, интересный опыт работы или занимающиеся научным исследованием.

Руководитель дипломной работы:

  • помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения дипломной работы;
  • консультирует студента в ходе исследования, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом кафедру;
  • проверяет и рецензирует работу.

Дипломную работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных частей и работы в целом.

В итоговой оценке руководитель работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии (см. Защита дипломной работы).

НАКОПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

ОТБОР И НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяются три источника библиографической информации:

  • статьи, диссертации, монографии и т.д.;
  • библиография, реферативные журналы, аннотации и т.д.;
  • обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную, раскрывающую содержание уже известных знаний.

При написании дипломной работы следует просмотреть общепсихологические журналы: "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Вестник МГУ" (серия "Психология"), "Журнал практического психолога", "Иностранная психология" и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности "Социальная психология".

Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения.

Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

В чем конкретно они состоят?

ФИКСАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Вся добытая информация фиксируется в виде записей.

Материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, должны соответствовать существующей в информатике классификации научной информации (первичная, вторичная, третичная).

Первичный материал — это записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

Вторичный материал — продукт аналитико-синтетической переработки информации, содержащийся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.

Третичный материал — записи, обобщающие два предыдущих вида информации. Он представляет собой содержательный обзор, в котором фиксируются полученные студентом знания об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ — ОСНОВА СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. То или иное понятие в педагогике и психологии разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в "широком" и "узком" смыслах), поэтому в тексте дипломной работы, от начала и до конца, каждый термин должен иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Лишь после этого начинается поиск их толкований в следующих источниках:

  • энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
  • толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);
  • оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования. Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

Для упорядочения работы предлагается результаты проведенного поиска и обработки представить в виде совокупности следующих записей.

Текст 1 — констатирующий, текст-рассуждение. Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст 2 — описательный. Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.

Текст 3 — творческий. Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.

СТРУКТУРА

Титульный лист формируется в соответствии со стандартом и содержит:

наименование ведомства или организации, в которой выполняется данная работа. Это название академического учреждения и факультета, где студент учится;

название кафедры, на которой он специализируется;

название дисциплины, по которой написана работа;

номер курса и учебной группы, к которой принадлежит студент;

фамилия, имя и отчество студента;

фамилия, имя, отчество и академические звания преподавателя;

название города, в котором расположено данное учебное заведение;

год написания работы.

Оглавление занимает вторую страницу работы (то, что на младших курсах именовалось "планом").

Оглавление делится на введение, основную часть и заключение. Основная часть разбивается на разделы и подразделы. Обычно разделов бывает от двух до пяти, большее количество не приветствуется. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.

Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого можно напечатать его не через два интервала, как весь остальной текст, а через полтора. Заглавия и номера структурных подразделений текста должны полностью совпадать с тем, что написано в оглавлении. Сделать это нетрудно, ибо оглавление пишется в последний момент — перед титульным листом. Необходимо проследить, чтобы ни одно из названий структурных единиц текста не повторяло названия самой работы, иначе вам могут предъявить серьезные претензии: если тема раскрывается в подразделе 2.2, то исчезает необходимость в дальнейшем изложении.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

Основная часть

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение составляет около 10 % общего объема работы. Текст введения тщательно регламентирован. В нем надлежит:

1) определить тему работы — сформулировать основную проблему;

2) обосновать выбор темы (проблемы), ее актуальность и значимость для науки и практики. Для этого необходимо обрисовать контекст, в котором находится данная проблема, и показать, насколько ваша тема существенна для понимания проходящих в данной области знания процессов;

3) дать краткую характеристику степени изученности данной темы на основе сказанного выше. Кратко указать, что все ранее изложенное вашими предшественниками абсолютно недостаточно, что в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и методологическими подходами необходимо заново провести исследования в этой области;

4) определить границы исследования — предмет и объект исследования;

5) охарактеризовать основную цель работы и подчиненных ей более частных задач — здесь вы впервые формулируете предельно четко, что вы хотите выяснить, и какие задачи для этого придется решить;

6) представить основные метод исследования.

Для составления обоснования актуальности темы можно, например, обратиться к схеме В.В. Краевского.

Обоснование актуальности направления Обоснование практической актуальности темы исследования Обоснование научной актуальности темы

Оценка результатов Оценка качества

Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения для практики Показать недостатки, которые следует устранить Указать причины некомпетентности руководства Указать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты

Не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Обоснование должно занимать 3—5 страниц машинописного текста.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психологического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы.

Проблема: что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

Актуальность: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: сторона рассмотрения объекта (новые отношения, свойства, аспекты, функции).

Цель: какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза: вероятное решение, требующее теоретического обоснования или экспериментального подтверждения.

Защищаемые положения: основные положения, отличающие данное исследование от предыдущих.

Поскольку дипломная работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к психолого-педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, основные положения). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и сложности разрабатываемой темы.

Основная часть дипломной работы выполняется с учетом опыта, полученного при написании и оформлении рефератов и курсовых работ. Основная часть включает в себя содержание нескольких пунктов плана. По форме работа может отражать теоретический, экспериментальный или смешанный тип исследования. Последний является наиболее характерным, поэтому зададим общую схему описания этого типа исследования.

Теоретическое содержание основной части: история и теория исследуемого вопроса; критический анализ литературы; позиции автора; методы, организация исследования; результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования. Как показала практика руководства дипломными работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20—30 источников.

Описание опытно-экспериментальной работы. Дается характеристика испытуемых (возраст, количество), описываются задания, предъявляемые испытуемым, и если задания представляют собой изображение предметов, то они вставляются в текст или приложение. Указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым.

Следует отметить, каким способом обрабатывались полученные данные. Формулы в тексте записываются отдельной строкой и имеют порядковый номер, который проставляется в скобках у правого края страницы, например (1), (2) и т.д. Все символы формул необходимо расшифровать. Первая строка должна начинаться после запятой со слова "где" без двоеточия после него. Значение каждого символа записывается с новой строки в последовательности, данной в формуле, например:

Кп = Ср : Пт х 100, (1)

где Кп — коэффициент запоминания; Ср — количество правильных ответов; Пт — количество стимульных объектов; 100 — коэффициент пересчета в проценты.

Если одни и те же символы встречаются в нескольких формулах, то разъяснения к ним даются только один (первый) раз.

Цифровой материал, используемый в дипломных работах, следует оформлять в виде таблиц.

Таблицу помещают после первого упоминания о ней в тексте. При этом ее располагают так, чтобы можно было читать без поворота текста работы. Если это невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было прочесть, повернув работу по часовой стрелке. При переносе таблицы на следующую страницу наименование граф следует повторить и над таблицей поместить слова "Продолжение табл. 2" или "Окончание табл. 2". Если графы таблицы громоздки, можно их не повторять; в этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Таблицы должны иметь последовательную нумерацию арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера. При этом знак "№" перед цифрой не ставится. При ссылке в тексте на таблицу указывают ее номер, слово "Таблица" пишут в сокращенном виде, например: табл. 1.

Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают под словом "Таблица" и над соответствующей таблицей. Слово "Таблица" и заголовок начинают с прописной буквы. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописной буквы.

Необходимым элементом дипломных работ является иллюстративный материал — графики, схемы, диаграммы и т.д. Все иллюстрации именуются рисунками и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, которая располагается под рисунком в одну строку с номером. На рисунок обязательно должна быть ссылка в тексте, например: (см. рис. 3). Иллюстративный материал может быть выполнен на чертежной бумаге.

Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так получилось, в чем причины, как можно объяснить тот или иной факт?

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать объяснение полученным данным. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).

Требования к письменному научному тексту.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: "я наблюдал", "я считаю", "по моему мнению" и т.д. Корректнее использовать местоимение "мы", но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение "мы", т.е. фразы строятся с употреблением слов "наблюдаем", "устанавливаем", "имеем". Можно использовать выражения: "на наш взгляд", "по нашему мнению", однако предпочтительнее писать "по мнению автора" (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: "изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...", "на основе выполненного анализа можно утверждать...", "проведенные исследования подтвердили..." и т.п.

В дипломной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Еще раз напомним о необходимости однозначной трактовки ключевых для данной работы понятий.

Заключение представляет итоги работы, в нем содержатся важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность; не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы: зачем предпринято студентом данное исследование, что сделано, к каким выводам пришел автор.

Список использованной литературы (библиография) составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников.

В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.) и имеются ли в тексте ссылки на них.

Требования и примеры

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда. — Ярославль, 1994.—116 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом:

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М, 1988. — 239 с.

Образец оформления статьи:

Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества//Педагогика. — 1997. —№ 5. — С. 97—103.

Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания:

Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. — Бийск, 1995. — Т. 1. — С. 41—54.

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета:

Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования // Татьянин день. — 1995. — № 3(23). — Авг. — С. 8—10.

Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись "Приложение" с указанием его порядкового номера, если приложений несколько ("Приложение 1", "Приложение 2" и т.д.).

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала; конспекты уроков или воспитательных мероприятий; протоколы наблюдений; сценарии праздников; детские рисунки; фотографии и т.д.

Оформление

Текст дипломной работы по объему составляет 50—100 машинописных страниц. Обычно текст рукописи печатается на пишущей машинке с крупным шрифтом и черной лентой на одной стороне стандартного листа бумаги через два интервала.
Все листы, находящиеся внутри обложки письменной работы, подлежат сквозной нумерации. Титульный лист также включается в общую нумерацию, хотя номер страницы (1) на нем не ставится. Номер страницы проставляется арабскими цифрами без точки и дефисов в правом верхнем углу. Нумерация начинается с цифры "3".

ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: на каждом листе не более 30 строк, в строке — до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Поля: слева — 3 см, справа — 1 см, сверху — 2 см, снизу — 2,5 см.

Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала.

Защита

Дипломная работа подлежит публичной защите в соответствии с традиционной процедурой. Сначала руководитель представляет студента, затем зачитывается справка о его академической успеваемости.

После этого студент-дипломник делает доклад или зачитывает текст своего выступления с изложением основных тезисов диплома (не более 15 мин).

Структура доклада включает:

краткое изложение сути проблемы, основных положений первой главы (теоретической части), результатов опытно-экспериментальной работы (если она проводилась);

выводы и предложения;

перспективы исследования.

Затем оппоненты и все желающие задают дипломнику вопросы. После ответов на вопросы оппоненты излагают содержание своих отзывов, а студент выступает с заключительным словом.

Затем он покидает помещение, а кафедра заслушивает мнение оппонентов и научного руководителя и дает оценку дипломной работы. В итоговой оценке учитывается не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

Рецензия на дипломную работу отражает:

  • актуальность темы;
  • глубину изучения специальной литературы;
  • объективность методов исследования и достоверность результатов;
  • обоснованность выводов;
  • стиль и оформление работы;
  • предложения и выводы.

Если мнение едино, голосования не будет. Если есть разногласия (упрямится оппонент или же принципиальный руководитель намерен указать этому молодому "нахалу" на его место в научном мире или за его пределами), проводится голосование и принимается решение большинством голосов.

После официального объявления результатов защиты студент-дипломник может считать себя человеком с высшим образованием.

Помните, что один экземпляр дипломной работы хранится у студента и может быть использован для продолжения исследования, подготовки кандидатской диссертации. Второй экземпляр остается на факультете и может служить образцом для следующего поколения студентов.