Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 20.09.18

Время: 09:39

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Статьи Группы встреч

Группы встреч

Психокоррекционные группы можно разделить на 4 категории:

  • группы решения проблем;
  • группы развития межличностных навыков;
  • группы личностного развития;
  • терапевтические группы.

Но обычно задачи групп перекрываются, не ограничиваясь одним направлением. Двумя основными параметрами классификации различных типов групп являются степень, в которой руководитель доминирует в организации группы и управлении её работой и то значение, которое придаётся эмоциональному стимулированию членов группы в противовес рациональному побуждению к работе.

Группы встреч ориентированы на оказание психологического содействия росту личности. Основоположником практики групп встреч явился Карл Роджерс; его вкладом в групповое движение стала концепция “основной встречи”, связанная с его работами в области клиент-центрированной психотерапии. Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими. Лидер занят созданием атмосферы безопасности и доверия, поощряет выражение интимных мыслей и чувств, избегает проведения запланированных процедур, ориентирует на безусловное позитивное принятие другой личности для преодоления сопротивления участников раскрытию личностных установок и включения в групповой процесс всех членов группы.

Другая разновидность групп встреч связана с концепцией “открытой встречи”, предложенной В. Шутцем. Центральной здесь является идея единства тела и сознания; любое психологическое воздействие, которое игнорирует телесные ощущения, будет неполным. Шутц выдвинул программу активных телесных упражнений наряду с методами вербальной конфронтации для осознания своих длительно подавляемых эмоций. Шутц так определил само понятие “встреча”: встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического Я, ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип “здесь и сейчас”.

Существует целый спектр групп встреч, в том числе такие, в которых преобладают невербальные процедуры (танцы, bodywork). Наряду с регулярно функционирующими группами, существуют группы марафона, собирающиеся один раз на длительный период с небольшими перерывами на отдых/сон.

Группы встреч обычно отличаются от традиционных психотерапевтических групп по методам и по целям. Однако границы между психотерапевтическими группами и группами встреч не так ясны и чётки, как может показаться на первый взгляд. В то время, как обычные виды групповой психотерапии направлены на помощь пациенту в общественной адаптации, в группах встреч личность рассматривается как имеющая право и возможность искать удовольствия и требовать удовлетворения желаний, т.е. в большей степени актуализироваться, чем адаптироваться к обществу. Цели конкретного участника идентифицируются в начале группового процесса. Группа встреч организована по принципу “здесь и сейчас”, предполагающему осуществление участниками сиюминутного выбора и их ответственность за последствия своего выбора. Участников группы обычно просят соблюдать универсальные базовые правила: организовать открытое и честное общение, уделять особое внимание телесным ощущениям, больше обращать внимания на чувства, а не апеллировать к прошлому опыту и рассудочному описанию.

В цикле существования группы прослеживаются определённые феномены, имеющие тенденцию проявляться в следующей последовательности: участники осматриваются; нежелание раскрыться; описание прошлых чувств; выражение негативных эмоций; выражение и исследование личностно значимого материала; выражение спонтанных чувств между участниками группы; развитие в группе психотерапевтической способности; принятие себя и начало изменений; разрушение психологических защит/масок; налаживание обратной связи между участниками; конфронтация; взаимопомощь вне групповых сессий; “основная встреча” (истинное общение); выражение положительных чувств и близости; поведенческие изменения в группе.

Ведущий (фасилитатор) выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, способной к конфронтации (предъявлению участнику/группе неосознаваемых/амбивалентных установок/отношений, требующих осознания и проработки). Ведущий пытается помочь членам группы получить значимый эмоциональный опыт, стремясь к спонтанности. Большинство приёмов и упражнений, демонстрируемых фасилитатором, способствуют эмоциональной оценке участниками собственной жизни или даже эмоциональному катарсису. Выбор конкретных упражнений и техник (“микролаборатория”, встреча, одиночество, “доверительное падение”, “последняя встреча”, общение в паре и многие другие) зависит от уровня работоспособности группы и от стадии процесса.

Опыт участия в группах встреч усиливает чувствительность к оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку; уменьшается отчуждённость, возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.