Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 02:14

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Статьи Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым).

Важно, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания.

Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности - навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).

Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей:

  1. управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес);
  2. берущий (не очень высокая активность, низкий социальный интерес);
  3. избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес);
  4. социально-полезный тип (высокая активность сочетается с высоким социальным интересом).

Цели работы с клиентом

  1. Снижение чувства неполноценности.
  2. Развитие социального интереса.
  3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели.

Этапы работы с клиентом.

I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка, подбадривание.

II. Анализ личностной динамики

1. Цели жизни:

  • В чем Вы видите свое предназначение?
  • Вам нравится то, на что Вы расходуете свою жизнь?

2. Анализ семейного созвездия:

  • Как Ваш отец относился к детям?
  • Кто был любимым ребенком в семье?
  • В каких отношениях Вы были с отцом и матерью?
  • Каким ребенком Вы были?

3. Анализ ранних воспоминаний:

  • Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях. Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых Ваших впечатлений.
  • Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым 6 годам жизни.

Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фиксируют:

  • доминирующую тему;
  • повторяющуюся реакцию;
  • позицию (участник - наблюдатель);
  • одиночество или включенность в группу;
  • центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

4. Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий.

5. Приоритеты, приоритетные ценности: комфорт, контроль, превосходство, желание быть принятым.

Клиента просят рассказать о своем обычном дне:

  • что он делает;
  • как он себя при этом чувствует; - что он думает;
  • чего избегает под любым предлогом;
  • какие чувства вызывает у других.

Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изменять его!

6. Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире:

  • гиперобобщения - «Нет в жизни счастья»;
  • неосуществимые цели - «Я хочу нравиться всем»;
  • ошибочное восприятие жизненных требований - «Все несправедливы ко мне»;
  • отрицание собственной основополагающей ценности - «Я конченый человек»;
  • мнимые ценности - «Главное - добиться своего, неважно какой ценой».

III. Подбадривание - признание личного мужества клиента, его духовных сил, наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

IV. Поощрение инсайта (озарения). Методы: Психологическая поддержка в сочетании с конфронтацией и интерпретациями (намеки, подсказки, предположения). Цель: высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни, подвести клиента к реальному самопониманию.

V. Помощь в переориентации или воплощение инсайта в действие. Цель: изменение прежних целей, принятие новых решений. Приемы:

  1. Антисуггестия (парадоксальная интенция) - многократное преувеличение пропорций нежелательной активности, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность, нежелательность своих действий.
  2. «Еыли бы ...» Клиенту предлагают вести себя так, если бы его желание уже осуществилось.
  3. Постановка целей и принятие обязательств. Цель должна быть достижима, приятна клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желательном для него направлении.
  4. «Поймай себя». Отслеживать элементы своего деструктивного поведения, имевшего место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя.
  5. «Нажатие кнопки». Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций, ему предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосредоточиться.
  6. «Избегание плакунчика». Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому я не нужен», не стоит подкреплять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор позиции зависит от человека, от его свободного решения.