Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 17.11.18

Время: 03:40

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Статьи Половые различия и асимметрия

Половые различия и асимметрия

Частота и согласованность сообщений о половых различиях в организации мозга заставляет признать реальность их существования по крайней мере как рабочую гипотезу. Многообразие методических подходов (клинические исследования, дихотическое прослушивание, тахистоскопическое предъявление) говорит в пользу этого утверждения и приводит к следующему заключению: у женщин латерализация менее выражена, чем у мужчин.

Однако существует множество работ, данные которых не согласуются с этим заключением и доказывают, что различия в асимметрии между полами отсутствуют.

И все-таки некоторые гипотезы представляются очень интересными.

Скорость созревания обусловливает половые различия. Предположение Д. Вейбер состояло в том, что половые различия в асимметрии должны рассматриваться с точки зрения различий в скорости созревания. Вейбер принимала во внимание тот факт, что женщины обычно достигают физической зрелости раньше, чем мужчины. Она предположила, что скорость созревания может быть систематически связана с различиями в вербальных и пространственных способностях. Выводы ее, полученные при исследовании 80 детей (10- и 13-летних девочек и 13- и 16-летних мальчиков), были следующими: во-первых, рано достигающие зрелости индивидуумы обладают лучшими вербальными способностями, чем пространственными; поздно созревающие лучше справляются с пространственными задачами, чем с вербальными. Во-вторых, у рано созревающих отмечается меньшая латерализация речи, чем у поздно созревающих. Данные Вейбер дают возможность предполагать, что половые различия в вербальных и пространственных способностях и латерализации этих функций могут быть обусловлены не полом, а переменной, которая определенным образом с ним связана, т. е. скоростью созревания.

Тестостерон обусловливает половые различия в латерализации. Н. Гешвинд полагает, что секреция мужского гормона тестостерона, который начинает выделяться на третьем месяце развития плода и у мужского плода сильно преобладает, влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга. Этот гормон несет ответственность за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Данное предположение подтверждается большей выраженностью у женщин вербальных способностей (левополушарных), а у мужчин зрительно-пространственных. Если в левом полушарии замедляется процесс миграции нейронов к местам их локализации и установление необходимых нейрональных связей оказывается в дефиците, то подобная задержка ведет к леворукости, которая хотя и встречается редко, но гораздо чаще наблюдается у мужчин. Таким образом можно описать и явление дислексии, которое у мужчин встречается в 4 раза чаще, чем у женщин, и, по-видимому, связано с леворукостью. Гешвинд отмечает, что левши — обычно мужчины — подвержены также заболеваниям иммунной системы. Тестостерон оказывает тормозящее влияние на развитие иммунной системы. Так как леворукость, иммунные расстройства и проблемы обучения (дислексии) имеют тенденцию к семейному распространению, то можно заключить, что некоторые генные комплексы, отвечающие за иммунную реактивность, регулируют и уровень тестостерона; наблюдается избыточность секреции либо повышенная чувствительность к нему у отдельных людей.

Эволюционные факторы лежат в основе половых различий в латерализации. Дж. Леви предполагала, что в основе половых различий в латерализации лежат эволюционные факторы. В подтверждение своей гипотезы она привела следующие доводы: в ходе эволюции человека мужчины выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, которые обладали хорошими зрительно-пространственными способностями, имели преимущество в ходе естественного отбора. Женщины же могли испытывать давление отбора в отношении навыков, связанных с воспитанием детей, — таких, как использование речи в качестве средства общения, а также развития социальной чувствительности и легкости невербального общения. По мнению Леви, большая билатеральность в распределении функций может облегчать развитие навыков, необходимых для женщин, тогда как более строгое разделение функций необходимо для обеспечения высокого уровня развития зрительно-пространственных навыков у мужчин. Между латерализацией и способностями могут существовать различные взаимоотношения, которые проявляются при решении разных задач. Если это так, то было бы чрезвычайно интересно узнать, почему мозг столь по-разному организуется для оптимального выполнения различных функций. Пока высказываются лишь предположения о взаимоотношениях между латерализацией и способностями. Тот факт, что распределение способностей улиц разного пола в значительной мере «перекрывается», дает основание полагать, что сам по себе пол не следует использовать в качестве основного критерия для оценки различий в латерализации мозговых функций.